Воскресенье, 19.05.2024
Сайт учителя начальной школы Альбахтовой Надежды Валерьевны
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 27
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа




/vneurochnaja_dejatelnost_v_nachalnoj_shkolk.rar

Программа факультатива

«Наглядная геометрия. Оригами»

2-4 классы

срок реализации 2 года

 

 
 
 
Пояснительная записка

Значение оригами для развития ребенка

Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
 
Организационные принципы
(возраст детей, сроки реализации программы,
условия набора, режим занятий, наполняемость групп)
Программа «Геометрия и оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на3 года – полный курс обучения детей в начальной школе.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю.
 
Цель программы:
 
* дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов,
* научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
 
Задачи программы
 
Обучающие:
 
* Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
* Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
* Обучение различным приемам работы с бумагой.
* Применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
 
Развивающие:
 
* Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
* Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
* Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
 
Воспитательные:
 
* Воспитание интереса к искусству оригами.
* Расширение коммуникативных способностей детей.
*
 
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
 
К концу обучения дети должны
 
знать:
 
* виды бумаги и правила работы с ней;
* обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
* базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)
 
уметь:
 
* различать виды бумаги;
* разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
* определять виды геометрических фигур;
* конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
* соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
и другие.

Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством оригами;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы фиксации результатов

• Проведение аттестации учащихся
в начале, середине и конце года
• Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
 

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,
– в библиотеке.

 
 
Содержание факультатива.
 
I год обучения: Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными геометрическими понятиями, с историей возникновения искусства оригами и азами бумажной пластики: овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, изучают базовые формы создания моделей. В течение первого года обучения дети выполняют простейшие модели плоскостного оригами, знакомятся с понятием композиции и основами её создания.
 
II год обучения: Учащиеся продолжают знакомство с искусством оригами, оперируя основными геометрическими понятиями в ходе создания различных моделей. Постепенно происходит переход от простых моделей к более сложным, от плоскостного конструирования к объемному. В течение года дети учатся выполнять более сложные композиции, составлять коллективные панно, создавать свои неповторимые модели.
 
Примерное планирование занятий (1год обучения)
 
Тема 1. Знакомство с искусством оригами. Виды бумаги. (1час) Беседа о возникновении, распространении и значении данного вида искусства. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества бумаги, её свойств.
 
Тема 2. Линии горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии прямые и ломаные. (1час) Знакомство с видами линий. Введение понятий "прямая", "ломаная", "горизонтальная", "вертикальная" и "наклонная" линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах.
 
Тема 3. Геометрические фигуры. Треугольник. Равносторонний (правильный) треугольник. (1час) Знакомство с геометрическими фигурами. Треугольники. Виды треугольников. Нахождение и раскрашивание треугольников на рисунках. Определение количества треугольников на рисунках.
 
Тема 4. Квадрат. Квадрат Ф.Фребеля. Сложение квадрата. (1 час) Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата.
 
Тема 5. Складывание пятиугольника. (1час) Знакомство с пятиугольником. Способы складывания пятиугольника.
 
Тема 6. Складывание шестиугольника. (1час) Знакомство с шестиугольником. Способы складывания шестиугольника.
 
Тема 7. Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения. (4 часа)
 
Знакомство с условными обозначениями. Базовые формы оригами: блин, водяная бомбочка, квадрат, бумажный змей, рыба, вертушка, стол, дверь, птица, лягушка.
 
Тема 8. Домик. Композиция "Деревня". (1час) А.Барто "Домик". Сгибание заготовки дважды. Вкладывание внутрь боковых треугольников (крыша). Создание композиции "Деревня".
 
Тема 9. Собачка. Композиция "Собачка около будки". (1час) Беседа о четвероногом друге человека. С.Михалков "Мой щенок". Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Загибание по бокам ушей и линии лба. Закладывание хвоста складкой, вырезание ног и линии живота.
 
Тема 10. Котята. (1 час) Беседа о кошке. Рассказы детей о своих домашних животных. После сгибания заготовки пополам, выворачивание и закрепление сгибом головы. Надрез хвоста и задних ног, выделение ушей, спины.
 
Тема 11. Цветы. Разнообразие цветочного мира. (3 часа) Беседа о разнообразии цветочного мира. Составление рассказа-описания по картинке о цветке. А.Барто "Цветочки". Тюльпан. Цветок ириса. Гвоздики. Сгибание угла вперед с отгибанием части стороны. Вкладывание согнутого угла снизу внутрь, небольшая раздвижка боковых острых концов в стороны.
 
Тема 12. Птички. Гусь. Пингвин. Чайка. Колибри. (4 часа) Знакомство с миром птиц, беседа об охране птиц и заботе о них. А.Барто "Воробей". Сгибание заготовки по диагонали, складывание сторон от угла к сгибу.
 
Тема 13. Петушок и курочка. (1 час) Домашние птицы. Сказка "Петушок и бобовое зернышко". Складывание заготовки пополам по диагонали. Способы складывания клюва и хвоста.
 
Тема 14. Стакан. Тарелочка. (1 час) Беседа о посуде и её значении в жизни человека. Базовая форма двойной треугольник. Отгибание острых углов.
 
Тема 15. Лебедь. II варианта складывания. (2 часа) Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок". Два варианта складывания лебедя. Базовая форма "воздушный змей". Вытягивание острого угла наружу.
 
Тема 16. Аквариум. Рыбки. II варианта складывания. (2 часа) Русская народная сказка "По щучьему велению". Два варианта складывания рыбок. Сложение двойного квадрата. Складывание заготовки пополам. Отгибание правого верхнего угла назад от сгиба снизу, верхнего угла в середину, левого угла назад.
 
Тема 17. Краб. (1 час) Рассказ учителя о крабах. Сгибание сторон от углов и закладывание их прослоено внутрь (после сгибания квадрата дважды пополам и вкладывания).
 
Тема 18. Жираф. Слон. Белка. Олень. Белый медведь. Композиция "Зоопарк". (5 часов)
 
Дикие животные. Рассказ учителя о каждом животном. Сгибание сложных углов и вкладывание частей. Складывание углов (дважды) к долевому сгибу.
 
Тема 19. Обобщение изученного за год. Выставка работ учащихся. (1час)
 
 
Примерное планирование занятий (2 год обучения)
 
Тема 1. Повторение базовых форм складывания. (1 час)
 
Повторение изученного в 1 классе. Базовые формы, способы их складывания.
 
Тема 2. Бабочка. II варианта складывания. (2 часа)
 
Базовая форма "двойной треугольник", загибание острых углов к средней линии.
 
Тема 3. Транспорт. Лодочка. Парусник. Легковая машина. Самолет. Ракета. (5 часов)
 
Беседа о видах транспорта. Игра "Угадай-ка". А.Барто "Кораблик". Лодочка- изготовление поделки из прямоугольника. Парусник -базовая форма "конверт", двойной квадрат. Легковая машина, самолет, ракета - базовая форма "двойной треугольник", понятие прямого угла.
 
Тема 4. Фигурки людей. Царевна. Робот. Космонавт. (3 часа)
 
Ш.Перро "Золушка". Сгибание меньших сторон прямоугольника к середине. Формирование надрезами вертикально расположенных частей фигуры, сгибание их внутрь.
 
Тема 5. Голубь. (1 час) В.Черенков "Голубь". Базовая форма "треугольник", закладывание параллельных складок. Введение понятия "параллельно".
 
Тема 6.Тюлень. (1 час) Знакомство с животным - тюлень. Базовая форма "рыба", складывание наружу(капюшон), способы загибания хвоста.
 
Тема 7. Цветы. Объемные фигуры. Тюльпан. Алозия. Колокольчик. Ландыш. Питтоспорум. (5 часов) Беседа о комнатных растениях. Складывание поделок из основы - пятиугольник, шестиугольник.
 
Тема 8. Цветочный шар. (1 час) Способы соединения отдельных цветов в шар.
 
Тема 9. Домашние животные. Ослик. Бык. Свинья. Пони. (4 часа)
 
Беседа о диких и домашних животных. Складывание вдоль, сгибание углов, надрезы частей. Создание композиции "Ферма".
 
Тема 10. Елочка. (1 час) Г.Х.Андерсен "Ёлочка". Поделка из нескольких форм "двойной треугольник". Композиция "Лес".
 
Тема 11. Коробочка. (1 час) Использование более плотной бумаги. Базовая форма "конверт". Заворачивание отогнутого угла за две противоположные стороны.
 
Тема 12. Корзиночка. (1 час) Ш.Перро "Красная шапочка". Двойное гофрирование, сгибание углов внутрь с выворачиванием.
 
Тема 13. Жаба. Черепаха. (2 часа) Беседа о земноводных. Сгибание углов и одновременное отгибание двух углов пополам поперек к верхнему углу.
 
Тема 14. Головные уборы. Пилотка. Шлем. (2 часа) "Что такое максимилиановский доспех?" Изготовление поделок из прямоугольника, двойное параллельное сгибание.
 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz








  • Copyright MyCorp © 2024





    Prezentacii.com - презентации на любые темы!