Родительское
собрание
Тема собрания: «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего
школьника».
Без памяти человек не может ничего
изобрести, не может скомбинировать и двух идей.
Вольтер
Задачи.
Показать родителям результаты работы
памяти в учебной деятельности, методы и приемы развития памяти детей.
Рекомендуемая литература для родителей.
·
Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.
·
Коломинский
Я.Л. Человек: Психология. – М., 1986.
·
Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979.
·
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968. (На
небольшом выставочном стенде размещены книги, рекомендуемые родителям для
прочтения.)
Вопросы для обсуждения
·
Значение памяти в
учебной деятельности.
·
Методы и приемы
развития памяти ребенка.
Анкета для учащихся
·
Легко ли тебе
заучивать стихи?
·
Испытываешь ли ты
трудности при пересказе прочитанного текста?
·
Ты быстро
вспоминаешь заученное или с трудом?
·
Можешь ли ты
легко вспомнить учебный материал, который учил давно?
·
Помогают ли тебе
дома тренировать твою память?
·
Нужна ли тебе
помощь в тренировке своей памяти?
Анкета для родителей
·
Какой вид памяти
преобладает у вашего ребенка?
·
Трудно ли ему
выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?
·
Оказываете ли вы
ему помощь в тренировке памяти?
·
Необходима ли вам
помощь в обучении приемам тренировки памяти?
Тестирование учащихся
Психолог должен показать родителям реальные
результаты работы памяти учащихся. Для этого, готовясь к собранию, она провела
исследования функций памяти. Такое исследование необходимо еще и для того,
чтобы педагоги, которые будут работать с детьми в 5-м классе, не списывали
сложности адаптационного периода обучения пятиклассников на неспособность,
отсутствие интеллектуальных данных.
Числовые ряды
На доске записан числовой ряд. После
просмотра учитель убирает запись и предлагает детям записать в тетрадях числа,
сохраняя их последовательность. Учитель повторяет задание несколько раз:
3, 7, 4, 8, 9, 5
2, 4, 7, 3, 4, 9, 5, 8
8, 9, 6, 5, 1, 7, 5, 5, 7, 8
5, 3, 2, 7, 8, 7, 9, 1, 2, 3, 4, 7
1, 6, 5, 2, 3, 8, 4, 3, 8, 7, 1, 4, 9, 2
Затем учитель вновь зачитывает ряды чисел, и
неправильно воспроизведенные числа учащиеся зачеркивают. Пропуски чисел в ряду
не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится
ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к норме (7 + 2).
Проверка зрительной памяти при помощи карты Стерлинга
Учащимся дают внимательно посмотреть на карту
в течение 20 секунд, запомнить количество изображенных знаков, их расположение,
последовательность. Затем закрывают ее и просят записать знаки на лист бумаги.
Анализ полученных результатов позволяет
судить об объеме зрительной памяти.
Проверка слуховой памяти
Зачитывают ряды из пяти однозначных чисел.
Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются, затем в
уме сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и
записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму:
Оценка результатов производится по количеству
правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.
Если во всех трех случаях задание выполнено
правильно, то слуховая память оценивается как отличная; если в двух случаях, то
как хорошая; если в одном, то как удовлетворительная.
Выставка рисунков детей. «Рисование
натюрморта по памяти»
Учащимся предъявляется набор предметов:
яблоко, груша, банан, ваза, сливы, виноград, кружка. Затем предметы убираются.
Дети должны нарисовать их так, как они были расположены на столе.
Памятка для учащихся по развитию памяти
·
Заучивайте
учебный материал с желанием знать и запомнить.
·
Ставьте себе цель
запомнить надолго.
·
Заучивая учебный
материал, делайте чертежи и схемы, рисунки: это поможет быстрее вспомнить
нужное задание.
·
Многократно
повторяйте выученное.
·
Проверяйте свои
возможности. Заучивайте небольшими порциями. Сразу большое стихотворение
выучить трудно.
·
Выучив небольшую
часть текста, перескажите ее несколько раз.
·
Запомните фразу
из жизни рассеянного человека: «Он никогда ничего не забывал, ибо никогда
ничего не помнил». Вы же не хотите быть такими? Тогда – за дело!
ХОД
СОБРАНИЯ
Учитель. Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание посвящено очень важному
мыслительному процессу – памяти, существование человека как человека без нее
невозможно.
Как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память, мог ее
развить с помощью специалистов школы и своих родных?
Проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебной
деятельности ребенка. Ребенок много учит, пересказывает, но приходит на урок, а
результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить
стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы,
связанные с тем, что память не всегда работает успешно. Вот что мы получили в
результате тестирования учеников.
Психолог приводит результаты проверки
функций памяти учащихся: зрительной, слуховой, ассоциативной, анализирует
рисунки учащихся и предлагает родителям упражнения для тренировки памяти
учащихся дома.
Упражнение 1
Предложите ребенку закрыть глаза и
по памяти назвать все предметы, которые стоят в его комнате. Затем пусть
он откроет глаза и проверит, верно ли были им названы предметы.
Упражнение 2
Напечатайте тексты диктантов для начальной
школы. Повесьте текст в комнате и попросите ребенка переписать его. Для этого
он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать
предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на свое рабочее
место и записать то, что запомнил.
Упражнение можно повторять несколько раз в неделю.
Упражнение 3
Разложите на столе спички узором. Предложите
ребенку внимательно посмотреть на узор. Затем он закрывает глаза, а вы
изменяете узор. Пусть ребенок теперь восстановит узор.
Упражнение 4
Предложите ребенку внимательно посмотреть на
слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно
начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком:
пень
|
|
лето
|
дом
|
|
зима
|
|
стол
|
|
поле
|
|
мама
|
лес
|
|
клест
|
|
пожар
|
|
Упражнение 5
Прочитайте текст вслух один раз. Затем
прочитайте его, допуская в каждом предложении неточности. Попросите ребенка вас
исправить. Пусть он перескажет весь текст без допущенных вами ошибок.
Упражнение 6
Для расширения объема восприятия предложите
ребенку поиграть в игру. Напишите на листе бумаги в столбик слова, состоящие из
четырех букв, и закройте их сверху другим листом. Быстро открывайте и
закрывайте слова, а ребенок пусть читает их до тех пор, пока не научится их
"схватывать” за одно мгновение.
Упражнение 7
Предложите ребенку ряды слов, между которыми
смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребенок должен
запомнить второе слово, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь
смысловую связь.
Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слово из первого столбика, а
ребенок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизводит ребенок,
тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.
Главное условие работы с ребенком – это
сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в
игровой форме. Если ребенок хочет, чтобы и родители тоже выполняли эти задания,
– будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребенок будет
чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задание не один.
Хвалите ребенка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим
занятиям. Помните, что заниматься с ним 2–3 раза недостаточно. Нужно
набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется
ребенку для улучшения его результатов.
Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребенка интереса к
развитию самого себя.
Если он будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи –
значит, вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей
судьбе.
Литература
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: ВАКО, 2002.
Сонин В.В. Психологический практикум. – М., 1998.
Филимонова Н.И. Через занимательное – к развитию личности. – Минск,
2000.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 2001.
|