Урок
технологии в 4 классе.
УМК «Гармония»
Учитель
начальных классов :
Альбахтова
Надежда Валерьевна
Тема урока
: Современная
глиняная игрушка. Цель:
1. Познакомить детей с народной игрушкой;
показать пластичность передачи движений
в лепке; научить детей лепке из целого
куска глины игрушки по замыслу по типу
народных глиняных игрушек; 2. Развивать
кругозор детей, творческие способности;
3. Воспитывать эстетическое отношение
к предметам; воспитывать детей на
народных традициях, показывая народное
искусство нераздельно от народной
музыки и народного устного творчества.
Оборудование
: Учебник Н.М. Конышевой «Секреты
мастерства», Смоленск, «Ассоциация XX l
век»,2009 год, мультимедийный проектор,
презентация к уроку, пластилин,мука.
гуашь
Ход
урока.
I.
Орг. момент.
Дыхательная
гимнастика для успокоения.
II.
Подготовительная работа.
1.
Вступительная беседа.
Учитель:
Наш урок сегодня необычен. А необычен
он тем, что мы побываем на ярмарке.
*
Что такое ярмарка?
• Звучит
русская народная музыка.
Учитель:
В городе Кирове, над крутым берегом реки
Вятки у городских белокаменных стен и
древних башен каждую весну шумела,
кипела ярмарка-свистунья. На весенней
ярмарке было весело. Яркие игрушки,
свист, глашатаи, народный театр с
Петрушкой, пляшущий медведь. Все это
было на ярмарке-свистунье.
2.
Знакомство с народными игрушками.
- А
теперь давайте подойдем к одному из
прилавков
• На
прилавке (столе) стоят глиняные игрушки.
Ученик
1
Эй,
честные господа, К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары-бары, Всяки разные
товары... Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите...
Ученик
2.
Кони
глиняные мчатся На подставках что
есть сил, И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Ученик
3 Через горные отроги, Через крыши
деревень, Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Ученик
4. Голосисты эти птицы И нарядны,
словно ситцы! Фью –ти, фью-ти, фью-ти,
фью! Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!
Ученик
5.
Наша
барышня в прекрасном В ярком платье
расписном, Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!
Учитель.
А теперь мы посмотрим фильм про эти
игрушки.(Приложение 2)
3.
Сообщение темы и цели урока.
-
Понравились ли вам игрушки? - Из чего
сделаны эти игрушки? * Эти игрушки
сделаны из глины в небольшом селе
Дымково, и игрушки называются дымковскими.
- А кому из вас захотелось сделать
такую игрушку? - Сегодня на уроке мы
будем делать фигурку этой игрушки, а на
следующем уроке мы распишем ее по мотиву
Дымковской игрушки.
III.
Работа по теме урока.
1.
Рассказ учителя.
-
Посмотрите еще раз на эти игрушки. Есть
игрушки, которыми играют, а есть игрушки,
которыми украшают свои жилища, их
берегут.
- А
для чего нужны дымковские игрушки?
• Выбор
фигурок не случаен. Давным-давно,
тысячи лет назад, люди не могли объяснить
происхождение многих явлений. И народ
верил, фигурки животных и людей помогают
им защитить себя и свой дом от злых
духов. Эти игрушки называются оберегами.
• Птицы прогоняли силы тьмы, несли
свет и радость. • Женская фигурка с
детьми оберегала мать с детьми от
несчастья и болезней.
-
Какую фигурку вам хотелось бы сделать?
Почему именно эту?
2.
Объяснение порядка лепки игрушки.
-
Глина волшебная. Она мягкая, податливая,
в добрых, ласковых руках она превращается
в интересные фигурки. Каково главное
свойство глины? * Изготовление животных.
Все животные лепились из жгута. Жгут
сгибали, разрезали стекой, разделяя на
передние и задние ноги. Затем лепилась
голова животного и детали. - Что мастера
прикрепляли к основной форме, чтобы
фигурка была выразительной и красивой?
(грива, рога, ушки). * Изготовление
барышни. Барышню лепили иначе. Ее
лепили из конусообразной формы
вытягиванием глины для головы, а затем
прикрепляли дополнительные детали.
3.
Работа с учебником.
Учебник
Н.М. Конышевой «Секреты мастерства» 4
кл.- с. 110 – 115.
-
Рассмотрите иллюстрации, выберите
игрушку и слепите ее.
• На
стр.115 показан порядок лепки животного.
4.
Самостоятельная работа. Индивидуальная
помощь.
5.
Выставка игрушек.
IV.
Итог урока.
-
Что вы испытали сегодня на уроке при
виде такой красоты? - Как называются
игрушки, которые вы сегодня лепили? -
Почему их так назвали?
V.
Д/з.
Посмотрите
дома в книгах или в библиотеке иллюстрации
с изображением дымковских игрушек и
выберите рисунок для своей игрушки.
|