Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, презентация « Отгадай загадку», запись «Голоса птиц».
Ход праздника
1. Вступительная часть.
Учитель. С 1923 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших пернатых друзьях и помощниках, готовим им новоселье.
Сад без птиц - не сад!
Лес без птиц – не лес!
Птицы уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают наш урожай от мышей и полевок. Сегодня мы говорим им спасибо, а наш праздник – в их честь.
На сцену приглашаются команды лучших птицеведов и птицелюбов. Поприветствуем их!
Итак, праздник начинается. Слово командам.
Игра «Наши пернатые друзья».
Учащиеся класса делятся на две команды, в каждой команде выбирается капитан.
1-й конкурс: «Приветствие».
Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее.
1-я команда «Дятел».
Д е в и з: В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
–
И ставит подпись: дятел.
2-я команда «Сорока».
Д е в и з: Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Жюри оценивает конкурс.
2-й конкурс: «Разминка».
Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.
В о п р о с ы:
1. Кто из кукушек кукует: самец или самка? (Самец.)
2. Какая из птиц леса быстрее всех летает? (Стриж.)
3. Что для птиц зимой страшнее: холод или голод? (Голод.)
4. Какая птица считается символом мира? (Голубь.)
5. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (Дятлу.)
6. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)
7. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
8. Пингвин – птица или нет? (Да.)
9.Назовите птицу- символ России? (Орёл.)
10. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)
11. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)
12. Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)
Жюри оценивает конкурс.
3-й конкурс: «Почтовый ящик».
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, кто их написал.
Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.
Описание первое:
«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
О т в е т: синица.
Описание второе:
«Уж меня-то ни с кем не спутаешь. Вечно трещу, скачу с ветки на ветку, то поднимаю шум, если кого-то увижу, дергаю хвостом. Когда лечу- машут мои белые с черным крылья, а когда сижу- белое брюхо светится. А люди меня почему-то называют воровкой. Догадались, кто я?»
О т в е т: сорока.
Жюри оценивает конкурс.
4-й конкурс:" Самая обаятельная и привлекательная"
Докажите, что ваша птица – самая лучшая на свете.
Команды по очереди выходят с изображениями птиц и рассказывают о них.
5-й конкурс: «Птичьи разговоры».
Команды получают к а р т о ч к и:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.
Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
Жюри оценивает конкурс.
5-й конкурс: «Угадай , чей голосок?».
Команды прослушивают записи голосов птиц и называют их.
Жюри оценивает конкурс.
6-й конкурс: «Отгадай загадку».
Презентация с загадками о птицах.
Жюри оценивает конкурс.
7-й конкурс:
К о н к у р с капитанов.
– Но вот с наступлением весны птицы собираются высиживать птенцов. Для этого одни вьют гнезда, другие селятся в дупла, а скворцам люди готовят к весне скворечники. Эти скворечники напоминают домики.
– Давайте вспомним, как эти домики выглядят.
(Демонстрация рисунка.)
– Теперь капитанам я завяжу глаза, и они по моей команде начнут такой скворечник рисовать.
Жюри оценивает конкурс.
8. Игра «Прилетели птицы».
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети хлопают.)
Учитель. Начинаем снова.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. (Дети хлопают.)
Учитель. Продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети хлопают.)
Учитель. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
– Все вы молодцы!
9. Заключительная часть.
Жюри объявляет итоги конкурсов.
Победители получают награды.
Ученик. Не трогай ласточку!
Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
Муса Джангазиев